Ежегодный рост спроса на титан до 2015 года составит 6% - один из выводов отчёта о перспективах рынка титана, опубликованного информационно-аналитическим агентством Roskill. К 2015 году рынок титановых изделий достигнет 140 тыс. тонн, что потребует не менее 200 тыс. тонн титановой губки. Однако в течение следующих нескольких лет рынок окажется под давлением первичного производства титана.
Достаточно очевидны прогнозы Roskill в отношении роста спроса в ведущем потребительском рынке для титана – мировой авиастроительной отрасли. В Северной Америке ежегодный рост спроса в этой отрасли ожидается порядка 9%. Рост спроса в гражданском авиастроении в Европе и Америке ожидается около 8%, но по сравнению с достаточно низкой “точкой отсчёта” в 2009 году после задержек в разработке и испытаниях, а, следовательно, и производстве Airbus А380 и А350, и программы Боинг 787 Дримлайнер. Ожидается, что в этом году эти проекты, а также программа коренного усовершенствования Боинг 737, наберут скорость. Несмотря на значение производства самолётов для роста спроса на титан, аналитики Roskill полагают, что более важным является рост удельного веса титана в конструкции новых самолётов.
Значительное увеличение применения композитных материалов, более “совместимых” с титаном, чем с алюминием, привело к соответствующему существенному росту применения титана в шасси, всевозможных трубах, несущих конструкциях крыльев путём совершенствования их конструкции и производства легковесных и одновременно штампованных деталей и узлов.
За пределами авиакосмической отрасли важное значение имеет применение титана в химической и нефтехимической промышленностях в теплобменниках. За последние пять лет здесь отмечен очень сильный рост, практически полностью обусловленный быстрым строительством соответствующих объектов в Китае. Такой быстрый рост промышленных рынков для титана в Китае существенно сдвинул мировой баланс от авиакосмической отрасли, но пока что спрос на высококачественную титановую губку и слитки по-прежнему очень сильно зависит от циклической природы мировой авивстроительной промышленности, отмечает Roskill. В современном Китае титан используется главным образом в промышленных применениях, в то время как в США более 70% спроса приходится на авиакосмический сектор. В мировой структуре потребления титана доля этого сектора составляет 39%, 48% приходится на промышленность, 13% - на потребительские товары.
В 2009 г. общемировой рынок титановой металлической продукции упал до 100 тыс. тонн по сравнению со 130 тыс. тонн в 2008 г., что наглядно отражает мировой экономический спад, начавшийся после финансового кризиса 2008 г., а также уже упоминавшейся задержкой в развитии проектов А380 и Боинг 787.
С точки зрения предложения в 2009-2010 гг. производство титановой губки превышало спрос, что вынуждало производителей к задержке планирующихся расширений производств, либо к приостановке существующих. Достаточно много таких объектов было закрыто в Китае, несмотря на то, что китайская промышленность в целом стала ведущим фактором роста титана в 2010 г.
За 2005-2008 гг. китайское производство титановой губки возросло в пять раз, и в настоящее время в стране работает 9 заводов (из 18 в мире).
В 2009 году титановая губка производилась в шести странах (по объёмам производства) – Китае, Японии, России, Казахстане, США, Украине. Однако решение казахстанского производителя УКТМЗ переключиться на производство металлического титана (в пробном режиме оно началось в 2010 г.) может оказать значительный эффект на динамику мировых поставок титановой губки.
По оценкам Roskill в 2010 г. мировое предложение титановой губки возросло по сравнению с предыдущим годом на 20% примерно до 150 тыс. тонн, прервав безрадостную картину спада в 2008-2009 г. Очевидно, что докризисных темпов роста производства достичь пока нереально – с 2005 по 2008 г. мировое производство возросло со 104 до 176 тыс. тонн.
Резкий рост предложения привёл к устойчивому дрейфу вниз цен на титановую губку с конца 2006 г., падение спроса с конца 2008 г. усугубило ситуацию. Как уже упоминалось, Roskill ожидает сохранения “нависающего” над рынком избытка предложения минимум до 201-2013 гг., после чего на рынке не исключено движение в сторону незначительного дефицита. Отдельной “строкой” подчёркивается существования планов увеличения производства титановой губки высокого “авиакосмического” качества в сравнительно краткие сроки в случае соответствующей поддержки рынка.
Хотя избыток предложения в 2009-2010 гг. заставил некоторых производителей сократить производство и задержать развитие некоторых проектов, планы расширения сохраняются. В случае их претворения в жизнь в 2015 году мировое производство губки теоретически может достичь 400 тыс. тонн. Только четыре новых проекта в Китае вместе с расширениями производств в Японии и России могут “добавить” до 85 тыс. тонн в год.
В 2010 г. плавильные мощности для производства слитков номинально составляли 340 тыс. тонн, 85% приходилось на Россию, США, Японию, Китай. По меньшей мере в два раза это превосходит объём производства титановой губки благодаря практике двойной или тройной переплавки, а также переплавки титанового лома в процессе литья и обработки. Как уже говорилось, в США доминирующее положение занимает производство металлической титановой продукции для авиакосмического сектора, в то время как Япония и Китай концентрируются на промышленных и потребительских применениях титана.
Рынок губки, необработанного титана и металлическиз изделий характеризуется долгосрочными соглашениями о поставках между ведущими производителями и потребителями, оставляя торговцев “за бортом”. К концу 2006 г. цены на губку возросли с исторически сложившегося уровня около 7 до 30 долл. за кг, однако к 2010 году цены вновь опустились ниже 10 долл. за кг. Цены на слитки и металлическую продукцию также опустились существенно ниже пиковых значений 2006-2007 гг.
С другой стороны, в 2010 году наблюдалось усиление цен на титановый лом после значительного сокращения поставок в 2009 г. Roskill полагает маловероятным существенный рост цен на губку выше 10 долл. за кг до 2014 г.